8 (383-57) 76-233

История возникновения и развития села Полойка, написанная на основании архивных документов городов Томска, Омска, Барнаула, Новосибирска и по рассказам старожилов. Дата 1781 год – бесспорное возникновение села Полойка. Это самое старое село района. Возникло оно на месте охотничьей заимки в 1700 году, как следует из документов, о чем писала районная газета «Краснозерская новь», № 82 от 17 июля 1997 года и № 12 от 3 февраля 1994 года.

Образовалось село на удобном для жизни людей месте, среди озер богатых рыбой и водоплавающей птицей, среди пастбищ для скота, позже образовались хлебородные пашни. Население Полойки изначально состояло из народностей Сибири, родственных хантам и манси. В языковом отношении народ саими, лопари - по-русски и лапы - по европейски. Так и дошло до наших дней в названии займище Лопарево и озерко Лапчинское. Народы эти занимались и жили охотой на водившегося в этих местах зверя: волка, лису, барсука, колонка, зайца, хомяков, сусликов, тарбаганов, косуль, лосей, на водоплавающую птицу. Всей этой дичи было в избытке. Занимались рыбалкой. И позже скотоводством, пастбищное содержание скота круглый год.

Многое о народе, жившем в Полойке, могут рассказать и бугры в Бугровом (место, где есть кладбище казахов) и в других местах района (курганы). Дожившие до наших дней национальности народов: казахи, киргизы, татары, может и есть потомки тех народов Сибири.

Название села Полойки, тоже пошло с языка тех народов, населявших эти места. Полойка, это озеро полой воды. Озерков, которых здесь много, наполненных полой (талой водой) от таяния снега и дождя. В них нет родников, бьющих с недр земли. В засуху (засушливые годы) они высыхают, в дождливые годы, наполняются, заливая низкие места. Население Полойки, собранное со всех краев и народов России, собиралось постепенно на протяжении трех веков, как и во всей Сибири.

Первоначально это были добровольцы Ермака, бежавшие в Сибирь за волей, где некому подчиняться и можно быть свободными в своих действиях. Были и с местным населением враждебные отношения, которое тоже не хотело уступать своей свободы. Не было дружбы и среди переселенцев между собой и по отношению к другим переселенцам, едущим и идущим пешком, ходоками с России, Украины, Белоруссии. Часто сибиряки им устраивали засады, нападали, грабили, отбирали деньги, вещи. Сопротивлявшихся убивали и бросали в озерки. О чем есть название озера Покойничек и Иваново озерко. Было и так, что сами нападавшие, становились жертвами нападения.

Были и ссыльные царским правительством России за провинность различные провинности перед царем и государством.

Начало русской Полойки положили необузданные государственной уздой головушки. До переселения в Полойку они вотажничали в полях низовья рек Чала и Дона, откуда и пошло название группы людей - чалдоны. В их душах долго обитала Вольница бесшабашная.

В Полойке с течением времени собралось население со всех краев России. Сколько наречий, нравов, привычек, обычаев! Прививалось и входило в быт самое лучшее, а отметались и забывались худшие привычки. Вот из такого народа чрезвычайно чувствительного к любым притеснениям, предприимчивого, гордого и составлялся корень русского сибиряка старожила. А Полойка стала кузней мастерской, где время наплескало, вылепило фигуру человека цепкого, волевого, знающего себе цену сибиряка. Осталось отшлифовать, смягчить углы, что и сделало время. Полойка не знала крепостного права, царского гнета. Она была привыкшей к свободе, живущей в относительном довольствии.

Царское правительство России, то бросалось разыскивать беглецов и возвращать по месту прежней прописки, то смотрело на беглецов сквозь пальцы. Люди везде были нужны и в Сибири.

С течением времени, менялись нравы, вкусы, приемы жизни. Приходилось быть всегда на стороже, не мудрено было потерять свое лицо, но сибиряк выстоял. Не сразу и нелегко, с помощью земли, которая умела стать плотью и духом новопришельца, втягивая его в себя, как пленника.

Когда зимой 1941 года сибирские дивизии пришли на выручку Москве, это были единого покроя сибиряки, воспитанники своего взыскательного края. Среди них немало было и полойцев.

Наделение крестьян землей.

1 января 1907года, последовал указ Царского правительства о наделении крестьян землей, бесплатно. О закреплении за крестьянами определенного участка земли навечно, с передачей по наследству, сдачей в аренду, с уплатой поземельного налога ежегодно. Но без права продажи земли другим лицам.

После чего и последовало массовое переселение людей крестьянского происхождения в Сибирь, в том числе и Полойку, со всех губерний России, Украины, Белоруссии. В основном они ехали сюда с 1908 года по1914 год.

Население Полойки состояло по архивным данным:

на 1 января 1893 года 114 хозяйств 1111 человек мужского пола,

на 1 января 1908 года 358 хозяйств 1317 человек мужского пола,

на 1 января 1917 года 670 хозяйств,

на 1 января 1999 года – 542 хозяйства,

на 1 января 2001 года - 585 хозяйств и 1604 человека.

В 1900 -1903 годы Полойку постигла засуха и нашествие саранчи. Это были голодные годы. Люди ели опилки и кору березы. Губернское начальство предложило населению Полойки окопать село глубокой канавой. Вокруг села в радиусе около километра был вырыт ров с четырьмя воротами с каждой стороны света. Эти ворота закрывались. За эту работу заплатили людям зерном. Все посевы зерновых культур располагались за канавами. Весь скот был на пастбищах вокруг села внутри окопа, за канавы скот не выгоняли. Эти канавы были заметны до 1950 –го года, кое- где и сейчас они видны.

С саранчой вели борьбу коллективно. Выходили группами с вениками и метлами, оцепляли участок и сгоняли саранчу в одно место, на кучу соломы или камыша, затем поджигали.

Верующие поступали иначе, они с иконами ходили по селу и по полям, просили бога простить их за грехи и избавить их от саранчи.

Других средств у людей не было. И летом 1903 года пошли дожди. После них натащило в низкие места огромное количество погибшей саранчи, местами их слой достигал человеческого колена. Они разлагались и распространяли смрад. Налетели стаи грачей и ворон, принесли с собой шум и гам, который стоял целыми днями до тех пор, пока они все не уничтожили.

За время засухи все мелкие озера пересохли. Нечем было напоить скотину, да и человеку негде было напиться. На территории Деревенского и Лапчинского озер выкопали три колодца, где с большим трудом докопались до подпочвенных вод.

В Полойке жили зажиточные старожилы, крестьяне Ивановы, их было много, у них были большие запасы хлеба. В голодные годы они организовали столовую, где кормили бесплатно один раз в день всех жителей села. Только нужно было приходить со своей чашкой и ложкой.

В 1903 году на сходе жителей села было решено построить церковь (дом для бога) на добровольные подаяния верующих.

Средства были собраны, церковь была построена за три года.

В 1906 году она уже работала. Там крестили новорожденных, венчали молодые пары, отпевали умерших, служили службы.

Строили церковь плотники Майковы: Мартиян, Семен, и Василий, а также Воронин Макар Яковлевич (1874 – 1939годы жизни) и другие. Священником в церкви был Василевский Иван Дмитриевич, рождения 1876 года. Служил он в церкви до 1931 года. В начале 20-х годов он был раскулачен, его выгнали из собственного дома, который он построил для своей семьи.

На том месте сохранились остатки поповского сада.

© 2015 Официальный сайт Администрации Полойского сельсовета, Краснозерского района НСО